Методы правового регулирования предпринимательской деятельности

Правовое регулирование предпринимательской деятельности : Логин: пароль: Федеральный правовой портал v. Правовое регулирование предпринимательской деятельности :Гражданско-правовой и финансово-правовой аспекты : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Правовое регулирование предпринимательской деятельности :Гражданско-правовой и финансово-правовой аспекты : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Общая характеристика работы Актуальность темы исследования. Характерной особенностью настоящего периода проводимой административной реформы в Российской Федерации является законодательно закрепленная тенденция возрастания роли государственного, в том числе и финансово-правового регулирования предпринимательства. Правовое регулирование направлено как на установление запретов и ограничений, так и на стимулирование предпринимательской деятельности. В связи с этим возникла необходимость в комплексном рассмотрении предпринимательской деятельности с позиций гражданского и финансового права. Гражданско-правовое и финансово-правовое регулирование охватывают практически все экономические сферы жизни страны, обеспечивая единые и общие для всех субъектов предпринимательской деятельности правила хозяйствования, не вмешиваясь при этом во внутренние дела предпринимателей. Поэтому формирование эффективных средств бюджетного и налогового регулирования является необходимым условием социально-экономического развития как муниципальных образований, регионов, так и государства в целом. Это указывает на важность создания оптимальной модели налогообложения, сочетающей частные интересы субъекта предпринимательской деятельности и публичные интересы государства. Эффективность гражданско-правового и финансово-правового регулирования предпринимательской деятельности снижается наличием пробелов, противоречий и неточностей нормативно-правовых актов, что зачастую приводит к судебным спорам и делает проблемным ведение предпринимательской деятельности без конфликтов с государственными контролирующими органами. Таким образом, изложенное позволяет сделать вывод об актуальности темы исследования. Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе межотраслевого комплексного правового регулирования предпринимательской деятельности. Предмет исследования составляют федеральное и региональное законодательство, правоприменительная практика по вопросам гражданско-правового и финансово-правового регулирования предпринимательской деятельности. Цели и задачи исследования. Основная цель исследования состоит в определении, комплексном изучении и разрешении на теоретическом уровне проблем гражданско-правового и финансово-правового 3 регулирования предпринимательской деятельности, разработке практических рекомендаций по совершенствованию законодательства. Цель исследования конкретизируется в решении следующих задач: - провести анализ российского гражданского и финансового законодательства с целью уточнения понятийного аппарата в исследуемой сфере; - выявить оптимальное сочетание публичных и частных интересов при применении правовых средств гражданско-правового и финансово-правового регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности; - выявить и проанализировать группы межотраслевых правоотношений в сфере регулирования предпринимательской деятельности; - показать воздействие средств гражданско-правового и финансово-правового регулирования на отношения в сфере предпринимательства, а также раскрыть механизм такого воздействия с учетом зарубежного опыта; - изучить динамику гражданского и налогового законодательства как результат изменения баланса частного и публичного интересов; - выработать рекомендации по внесению изменений в действующее законодательство в сфере исследуемых отношений. Методологическая и теоретическая основа исследования. В исследовании применялись как общенаучный диалектический метод, так и частно-научные методы познания, в том числе конкретно-исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, метод анализа и обобщения законодательства и практики его применения, что позволило изучить исследуемые правоотношения с позиций комплексного подхода. Теоретическая база включает монографические и диссертационные исследования ученых - правоведов Яковлева и других ученых. Степень научной разработанности темы. Представленная диссертационная работа является одним из первых комплексных научных исследований предпринимательской деятельности с позиций гражданского и финансового права. Предпринимательская деятельность как предмет ком- 4 плексного правового регулирования была рассмотрена в диссертационных трудах Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, гражданское, бюджетное, налоговое законодательство, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления. Правовой базой диссертационной работы явились также постановления и определения Конституционного Суда РФ, постановления Высшего Арбитражного Суда РФ и федеральных арбитражных судов округов. В ходе работы над диссертационным исследованием был проанализирован и обобщен опыт Московской, Новосибирской, Орловской, Свердловской, Тамбовской, Тюменской, Челябинской областей и зарубежных стран Японии, Германии, США по вопросу государственной поддержки субъектов предпринимательской деятельности. Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что данная работа является первым комплексным исследованием воздействия гражданско-правового и финансово-правового регулирования на функционирование субъектов предпринимательской деятельности. Совокупность сформулированных диссертантом положений и выводов теоретико-прикладного характера, предложений по совершенствованию законодательства дополняют и в определенной степени изменяют представление о данной сфере правового регулирования, в частности, автором выявлены средства гражданско-правового и финансово-правового регулирования предпринимательской деятельности; обозначены группы межотраслевых отношений в исследуемой сфере. Особое внимание уделяется проблемам согласования норм различной отраслевой принадлежности в законодательстве, касающемся предпринимательской деятельности. На защиту выносятся следующие выводы и положения: 1. Обосновывается позиция, согласно которой к межотраслевым отношениям, составляющим комплексную сферу регулирования предпринимательского и финансового права вертикальным предпринимательским правоотношениямотносятся отношения: 5 - по уплате налогов субъектами предпринимательской деятельности; - связанные с получением налоговых льгот предпринимателями; - по бюджетному кредитованию и финансированию субъектов предпринимательской деятельности. Положение о межотраслевом характере данных правоотношений автор доказывает, выделяя следующие особенности обозначенных правоотношений: - рассматриваемые правоотношения возникают в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности; - правоотношения основаны на нормах гражданского и финансового права; - уникальность изучаемой группы правоотношений состоит в том, что отдельные правоотношения по получению инвестиционного налогового кредита, бюджетного кредита, рассрочки отсрочки налоговых платежей, налогового вычета могут быть начаты по воле субъекта предпринимательской деятельности, что не характерно для властных отношений. Исключением являются правоотношения по уплате налогов и правоотношения по бюджетному финансированию эти правоотношения обеспечены мерами государственного принуждения ; - обозначенные правоотношения носят частно-публичный характер; - правоотношения являются срочными. Диссертантом обосновывается, что одним из аспектов юридической самостоятельности лица в осуществлении предпринимательской деятельности является налоговое планирование ведение учетной политики, в отдельных случаях - выбор налогового режиматесно связанное с договорным регулированием, поскольку исчисление налоговой базы в отдельных случаях зависит от вида предпринимательской деятельности и предмета договора. Аргументируется положение, согласно которому главной целью предпринимательской деятельности является не только извлечение прибыли, но и дохода. На основе комплексного анализа норм гражданского и финансового законодательства, а также судебной практики выявлены правовые коллизии, состоящие в отсутствии единого определения и толкования понятий прибыли и дохода, что порождает правовые споры и доказывает необходимость придания универсального межотраслевого характера обозначенным категориям. Делается вывод, что государственная регистрация лица в качестве субъекта предпринимательской деятельности является институтом, выполняющим учетно-контрольные и легализирующие правообразующие функции. В качестве дополнительного признака к государственной регистрации, характеризующего законную предпринимательскую дея- 6 тельность, диссертантом обозначается постановка субъекта предпринимательской деятельности на налоговый учет и на учет в государственных фондах. Аргументируется положение о том, что надлежащее оформление юридического статуса предпринимателя влечет существенные правовые последствия в публично-правовой сфере например, право на получение налоговых льгот и бюджетных кредитов. Предлагается определение субъектов предпринимательской деятельности, под которыми понимаются лица, зарегистрированные в предусмотренном законом порядке, самостоятельно осуществляющие на постоянной основе экономическую деятельность в целях систематического получения прибыли и дохода на свой риск. К ним относятся индивидуальные предприниматели, коммерческие и отдельные некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность и расходующие прибыль от нее на цели, предусмотренные учредительными документами. Индивидуальный предприниматель имеет особое правовое положение: на него распространяется действие норм, определяющих налоговые обязанности, как для юридических лиц, так и для физических лиц; кроме того, индивидуальные предприниматели отнесены к субъектам малого предпринимательства, к которым могут применяться меры государственной финансовой поддержки. К специфике правового регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей диссертант относит упрощенную систему налогообложения на основе патента. Диссертантом предлагается определение государственного финансово-правового регулирования предпринимательской деятельности, под которым понимается нормативное установление государством правил учета и отчуждения имущества денежных средств субъектов предпринимательской деятельности с целью реализации публичного интереса - пополнения бюджета для удовлетворения социальных иных нужд, а также возможное наделение бюджетными средствами предпринимателей. Нормы, касающиеся государственного финансово-правового регулирования предпринимательской деятельности, содержатся не только в финансовом, но и в гражданском законодательстве: п. Сформулирован тезис, о том, что к государственному финансово-правовому регулированию отнесено бюджетное и налоговое регулирование. Практическое значение диссертационного исследования заключается в том, что приведенные в нем выводы могут быть использованы 7 в учебном процессе при преподавании курсов «Предпринимательское право» и «Финансовое право», в правотворческой деятельности - при разработке нового и совершенствовании действующего гражданского и финансового законодательства; в судебной практике - при разрешении соответствующих категорий споров. Апробация результатов диссертационного исследования. Работа подготовлена, обсуждена и одобрена на кафедре предпринимательского права Уральской государственной юридической академии. Основные положения и выводы, изложенные в диссертационной работе, содержатся в опубликованных научных статьях, выносились на обсуждение на всероссийских и региональных научно-практических конференциях, проводимых в Уральской государственной юридической академии 2006, 2007 г. Результаты исследования использовались при проведении практических семинарских занятий. Структура работы обусловлена целью исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и нормативных источников. Первая глава «Предпринимательская деятельность как предмет комплексного правового регулирования» посвящена исследованию признаков предпринимательской деятельности с позиций гражданского и финансового права, особое внимание уделено вертикальным предпринимательским правоотношениям. Глава включает три параграфа. В первом параграфе «Предпринимательская деятельность: понятие, признаки, особенности правового регулирования» предпринимательская деятельность раскрывается через исследование ее признаков с позиций гражданско-правового и финансово-правового регулирования. На основе анализа диссертант приходит к выводу, что предпринимательская деятельность является комплексной межотраслевой правовой категорией. Рассматривая признаки предпринимательской деятельности, автор доказывает, что самостоятельность предпринимательской деятельности проявляется в выборе вида, способов осуществления деятельности, а также расходовании средств, полученных в результате ее ведения. С отдельными видами предпринимательской деятельности связана возможность применения специальных налоговых режимов, получения налоговых льгот, бюджетного финансирования. Одним из аспектов самостоятельности является налоговое планирование, тесно связанное с договорной и учетной политикой предпринимателя. По сути, в договорах отражается содержание хозяйственных операций, правовые основания которых закреплены в гражданском законодательстве; результатом исполнения договоров является возникновение налоговой базы. Важнейший этап налогового планирования состоит в принятии учетной политики субъектом предпринимательской деятельности. Право предпринимателей самостоятельно вести учет исходя из структуры, отрасли, особенностей деятельности, подтверждено Определением Конституционного Суда РФ от 9 июня 9 2005 г. Тем не менее, законом предусмотрена обязанность по разработке учетной политики. Следовательно, можно констатировать дуализм частных и публичных интересов: лицу предоставлено право самостоятельно вести учетную политику, в то же время государство через учетную политику осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предпринимателя. Значит, налоговое планирование является межотраслевым средством правового регулирования предпринимательской деятельности. Принципу самостоятельности при осуществлении предпринимательской деятельности корреспондирует обязанность соблюдать запреты и ограничения публично-правового порядка, в качестве которых диссертантом рассматриваются лицензирование и ценовое регулирование. Лицензия подтверждает квалификацию лица и является гарантией обеспечения безопасности лицензируемой деятельности. Поэтому лицензирование можно рассматривать как вид государственного контроля, поскольку согласно п. В отдельных случаях получение налоговых льгот ставится в зависимость от наличия у предпринимателя лицензии п. Ограничением самостоятельности при осуществлении предпринимательской деятельности является ценовое регулирование, тесно связанное с тарифным и налоговым регулированием. Основополагающим признаком предпринимательской деятельности является направленность на извлечение прибыли. Гражданское и финансовое законодательство оперирует как категорией «прибыль», так и категорией «доход». В Налоговом кодексе РФ объект налогообложения определяется по конечным экономическим результатам предпринимательской деятельности: так, ст. Думается, что термины «доход» и «прибыль» должны быть унифицированы в законодательстве, им необходимо придать универсальный межотраслевой характер. Поэтому точнее говорить о направленности предпринимательской деятельности на систематическое извлечение доходов и прибыли как об основном признаке предпринимательства. Предпринимательская деятельность подлежит государственной регистрации - юридически регламентированному порядку признания государством факта образования предпринимателя с целью учета и контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией субъектов предпринимательской деятельности и сбора данных об их правовом, имущественном и организационном положении. С помощью этой процедуры происходит юридическое удостоверение легальности деятельности и официальное оформление предпринимательского статуса лица. Дополнительным к признаку государственной регистрации является постановка предпринимателя на налоговый учет и на учет в государственных фондах. По сути, государственная регистрация и постановка на налоговый учет представляют собой единую процедуру и рассматриваются диссертантом в качестве институтов, выполняющих учетные, информационные и легализирующие функции. Подводя итог исследованию признаков предпринимательской деятельности, автор делает вывод о том, что понятие предпринимательской деятельности не в полной мере отражает природу предпринимательства в силу своей недостаточной четкости. В связи с этим предлагается следующая редакция ст. Параграф второй «Частноправовые и публично-правовые начала в регулировании предпринимательской деятельности» посвящен анализу одной из основных тенденций развития системы российского права и системы законодательства - комплексному регулированию, сочетающему элементы как частноправового, так и публично-правового регулирования. Комплексность правоотношений обусловлена тем, что они близки с правоотношениями, непосредственно не связанными с целью извлечения прибыли; но выделяются из числа других отношений по субъектному составу и по специфической деятельности субъекта. Рассматривая взаимопроникновение частных и публичных начал в регулировании предпринимательской деятельности, диссертант отмечает, что в последние годы наблюдается усложнение предпринимательских правоотношений, ужесточение их регламентации. Поэтому особое внимание уделено исследованию вертикальных предпринимательских отношений, в которых ярко просматривается межотраслевой характер правового регулирования. Вертикальные предпринимательские отношения возникают между управленческими органами и субъектами хозяйствования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности Лаптевследовательно, деятельность предпринимателей подлежит государственному правовому регулированию. Вертикальные отношения характеризуются разноотраслевой принадлежностью и отсутствием должной взаимной согласованности Ведущая роль гражданско-правового и финансово-правового регулирования предпринимательских отношений объясняется тем, что имущество, часть которого отчуждается в пользу государства и муниципальных образований в виде налогов, создается в основном в сфере предпринимательской деятельности. В работе делается вывод о том, что отношения в этой области, подверженные финансово-правовому регулированию, являются межотраслевыми и входят в предмет как предпринимательского, так и финансового права. К ним относятся: отношения по уплате налогов предпринимателями; отношения, связанные с получением налоговых льгот; по бюджетному кредитованию и бюджетному финансированию субъектов предпринимательской деятельности. В обоснование позиции о комплексном межотраслевом характере регулирования предпринимательской деятельности диссертантом приводятся следующие аргументы. Во-первых, в отдельных финансовых правоотношения в качестве субъекта могут выступать только субъекты предпринимательской деятельности в главах 21, 22, 24-26. Субъектом вертикальных предпринимательских отношений всегда выступает субъект предпринимательской деятельности, реализующий частный интерес лицо одновременно является участником имущественного оборота и носителем публичных прав и обязанностей и государство муниципальное образование в лице уполномоченных органов, представляющих публичный интерес и реализующих свою компетенцию. Во-вторых, в соответствии со ст. Обозначенные объекты гражданских прав являются объектами предпринимательского права и могут выступать в качестве объекта предпринимательского правоотношения. Объект налогообложения также может быть рассмотрен как объект налогового права и как объект налогового правоотношения. К объектам налогообложения ст. Следовательно, имущество выступает в качестве объекта как гражданского, так и налогового права и может быть объектом конкретных правоотношений. Статья 128 ГК РФ причисляет работы и услуги к объектам гражданских прав; ст. Понятие «реализация» тесно связано с гражданским правоотношением, поскольку заключается в передаче права собственности на товары, оказании услуг, выполнении работ на основании договора, а потому, операции сделки по реализации являются основной составляющей процесса предпринимательской деятельности, ее ядром. Основанием для возникновения объекта налогообложения при осуществлении предпринимательской деятельности в большинстве случаев является совершение сделки и появление налоговой базы. Значит, налоговые правоотношения возникают на основе и после гражданских правоотношений. Поэтому в ряде случаев для установления возникновения конкретной налоговой обязанности, гражданско-правовые сделки необходимо анализировать на предмет осуществления предпринимательской деятельности. Можно констатировать, что налоговое регулирование во многом зависит от многообразия гражданско-правовых отношений, в частности, отношений в сфере договорного регулирования. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в качестве объектов вертикальных предпринимательских, равно как и финансовых 13 правоотношений, выступают налог, деятельность действия субъекта, результат деятельности. В-третьих, тезис о межотраслевом характере рассматриваемой группы правоотношений, можно подтвердить, выделив следующие их особенности: - правоотношения возникают в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности; - правоотношения могут быть начаты либо прерваны по воле субъекта предпринимательской деятельности, что не характерно для властных отношений. Исключением являются правоотношения, обеспеченные мерами государственного принуждения по уплате налогов предпринимателями, бюджетному финансированию ; - правоотношения носят срочный характер, поскольку законом установлены сроки уплаты налогов, а в договорах о предоставлении бюджетного инвестиционного налогового кредита, в соглашениях о реструктуризации задолженности предусматриваются сроки исполнения обязательства, при нарушении которых применяются меры ответственности; - правоотношения носят частно-публичный характер. О тесной связи и взаимной зависимости норм гражданского и налогового права при регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности свидетельствует тот факт, что согласно пп. В связи с этим возникает необходимость в планировании налоговых последствий, поскольку они предопределяются различными налоговыми режимами при использовании различных способов гражданско-правового оформления экономического результата, методами исчисления налоговой базы, налоговыми льготами. Взыскание налога в судебном порядке может производиться в случаях, когда имеет место: заключение мнимой сделки ст. Параграф 3 главы 1 «Воздействие гражданско-правовых и финансово-правовых средств регулирования на отношения в сфере предпринимательской деятельности» посвящен нарастающей правовой тенденции внедрения частноправовых начал в публично-правовую материю, когда публичные отношения начинают все более широко регули- 14 роваться с использованием отдельных элементов частноправового метода Основным компонентом финансово-правового регулирования является метод властных предписаний; но имеют место гражданско-правовые элементы, отражающие общедозволительное диспозитивное начало. Диспозитивность в финансово-правовом регулировании выражается в системе правовых дозволений, установлении поощрений налоговых льгот ; в рекомендательном характере ведомственного регулирования; в договорном регулировании заключение договоров бюджетного или инвестиционного налогового кредита, соглашений о реструктуризации задолженности на основе норм гражданского и финансового права. Нормы, касающиеся финансово-правового регулирования предпринимательской деятельности, содержатся не только в финансовом, но и в гражданском законодательстве: так, п. Обосновывается позиция, согласно которой к финансово-правовому регулированию отнесено бюджетное и налоговое регулирование, с соответствующей системой правовых средств. Автор раскрывает механизм правового регулирования предпринимательской деятельности через анализ средств гражданско-правового и финансово-правового регулирования. Средствами налогового регулирования предпринимательской деятельности являются: налоговые режимы; налоговые ставки и льготы; изменение налоговой базы. Специальными законами, например, ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» п. Диссертантом доказано, что налоговое регулирование включает регулирование элементов налогообложения как отдельных элементов, так их совокупности и установление а в случае необходимости и применение мер ответственности за нарушение норм налогового законодательства. Государство ограничивает право собственности налогоплательщика на свободное распоряжение им своим имуществом, обеспечивая пополнение бюджетов; с позиции предпринимателя налоговое регулирование может быть рассмотрено как система перераспределения доходов. Исполнив обязанности налогоплательщика, 15 предприниматель по своему усмотрению расходует оставшуюся часть имущества на удовлетворение частных потребностей, значит, государственное регулирование предпринимательской деятельности с помощью налогов ограничено рамками исполнения налоговой обязанности. Особое внимание уделяется взаимозависимости договорного и финансово-правового регулирования предпринимательской деятельности, проявляющейся в нескольких аспектах. Во-первых, договоры отражают содержание хозяйственных операций, правовое регулирование которых основано на нормах Гражданского кодекса РФ, в то время как учет проведенных операций регламентируются бухгалтерским и налоговым законодательством. Результаты предпринимательской деятельности, вытекающие из договорных отношений, являются основанием для исчисления налоговой базы. Сторона при заключении договора преследует цель не только получения прибыли, но и минимизации налоговых выплат, связанных с договором, поэтому имущественные интересы предпринимателей, заключивших договор, носят комплексный гражданско-правовой и финансово-правовой характер. Во-вторых, договор рассматривается как межотраслевое правовое средство, указывается на расширение сферы договорного регулирования, распространяющегося на налоговые и бюджетные отношения. Так, к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство ст. Обозначенное правило относится к форме договора: при его заключении, изменении и расторжении стороны руководствуются положениями подраздела 2 раздела 3 ГК РФ «Общие положения о договоре». Основными особенностями при заключении рассматриваемого договора является то, что у предпринимателя отсутствует свобода определения условий договора, к тому же стороной данного договора может быть только заранее определенный контрагент - государство, муниципалитет в лице уполномоченных органов, решения которых предшествуют заключению договора. Более того, стороны могут вступить в соответствующие правоотношения только в случае, если подобная возможность предусмотрена законом, поскольку предметом договора являются бюджетные средства. Например, в отношении бюджетного кредита Бюджетным кодексом РФ императивно закреплен ряд условий договора о возмездности, целевом использовании, об ответственности заемщика, об обязательном обеспечении кредита гарантией, наличии поручителя. Кроме того, договор о предоставлении бюджетного кредита, как 16 и договор инвестиционного налогового кредита, является реальной сделкой, заключенной на основании добровольного волеизъявления сторон. Действия кредитора при предоставлении бюджетного кредита ограничены объемами бюджетных ассигнований, предусмотренных на данные цели и решением органа власти, предприниматель же свободен в своем волеизъявлении. Таким образом, договоры бюджетного инвестиционного налогового кредита рассматриваются как комплексные правовые институты, на примере которых прослеживается, как договор трансформируются в частно-публичное правовое средство. Поэтому правоотношения по предоставлению бюджетного инвестиционного налогового кредита предпринимателям диссертант относит к межотраслевым правоотношениям. Автором доказывается, что специальные налоговые режимы связывают предоставление налоговых преимуществ с характером предпринимательской деятельности, осуществляемой субъектом; необходимостью развития территории, с отсутствием возможности обеспечить должный уровень налогового администрирования при осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности. Применять специальные налоговые режимы вправе только субъект предпринимательской деятельности. Налоговый кодекс РФ в целях стимулирования предпринимательской деятельности дает возможность одновременного применения нескольких налоговых режимов. Диссертант рассматривает такое экономико-правовое средство как налоговые ставки, поскольку регулирование предпринимательской деятельности через их установление тесно связано с видом предпринимательской деятельности, осуществляемой лицом ст. В настоящее время имеет место тенденция по введению пониженных налоговых ставок льгот для отдельных категорий субъектов предпринимательской деятельности, однако, одновременно с этим, можно говорить об усилении государственного контроля за поступлением налогов в бюджетную систему и правильностью применения налоговых ставок. Воздействие налогового регулирования на предпринимательскую деятельность усиливается при комплексном использовании нескольких элементов налогообложения, поэтому большое значение играют меры стимулирования - налоговые льготы. Используя налоги в качестве экономико-правового регулятора, государство стимулирует или дестимулирует определенный вид предпринимательской деятельности. К ним относятся: понижение налоговых ставок, инвестиционные налоговые кредиты, предоставление налоговых отсрочек и рассрочек, амортизационная льгота. В целях стимулирования предпринимательской деятельности предлагается ввести в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» т. «дедушкину оговорку», согласно которой на предпринимателя в течение периода, предусмотренного в оговорке, не распространяется действие законов иных актов, принятых после того, как субъект приступил к занятию предпринимательской деятельностью изменивших условия его деятельности в худшую сторону. В качестве второго способа финансово-правового регулирования автор рассматривает бюджетное регулирование предпринимательской деятельности, имеющее ограниченный характер и осуществляемое при помощи таких средств, как бюджетное финансирование и бюджетное кредитование. Диссертант отмечает, что бюджетное регулирование, в отличие от налогового, в меньшей степени ограничивает имущественные права субъектов предпринимательской деятельности. Вместе с тем, государственный финансовый контроль касается предпринимательской деятельности, поскольку прописана обязательная процедура предварительного проверки финансового состояния заемщика бюджетного кредита п. Уполномоченные органы наделены правом проведения проверок порядка совершения финансовых операций и ведения регистров документации предпринимателями. К межотраслевым средствам регулирования предпринимательской деятельности автор относит бухгалтерский учет, нормы которого можно рассматривать в качестве системы по сбору информации для правильного исчисления и уплаты налогов. В главе 2 «Межотраслевое правовое воздействие на отношения с участием субъектов предпринимательской деятельности» рассматривается воздействие норм гражданского и финансового права на отношения с участием юридических лиц индивидуальных предпринимателей. В параграфе 1 главы 2 «Понятие, виды субъектов предпринимательской деятельности» дается определение субъектов предпринимательской деятельности, раскрываются их классификации. С позиций межотраслевого правового регулирования предпринимательской деятельности в подтверждение данного тезиса приводятся следующие доводы. Во-первых, отнесение государства и муниципальных образований к субъектам предпринимательской деятельности противоречило бы природе налоговых отношений ст. Во-вторых, государство в лице уполномоченных органов обладает властными полномочиями, предпринимателям они, напротив, несвойственны. В то же время отмечается, что государство участвует в осуществлении предпринимательской деятельности опосредованно - через предоставление бюджетных инвестиций, создание государственных унитарных предприятий и осуществление прав акционеров в случаях, предусмотренных законом. Диссертантом делается вывод о дуализме в деятельности государства в предпринимательской сфере: государство выступает как субъект, обладающий принудительной властью, регулирующий и координирующий, а в отдельных случаях - контролирующий предпринимательскую деятельность; как субъект, отчуждающий в форме налогов в свою собственность часть денежных средств, принадлежащих предпринимателям; как субъект, наделяющий денежными средствами предпринимателей путем бюджетного кредитования и финансирования и как субъект, осуществляющий опосредованное участие в предпринимательских отношениях, в случаях, предусмотренных законом. Автором формулируется понятие «субъекты предпринимательской деятельности» - это лица, зарегистрированные в предусмотренном законом порядке, самостоятельно осуществляющие на постоянной основе экономическую деятельность в целях систематического получения прибыли и доходов на свой риск. К ним отнесены индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, отдельные виды некоммерческих организаций, осуществляющие предпринимательскую деятельность и расходующих прибыль от нее на цели, предусмотренные уставом. Диссертант проводит классификации субъектов предпринимательской деятельности по характеру участия в гражданских и финансовых правоотношениях налогоплательщики, их представители, нало- 19 говые агенты ; по видам предпринимательской деятельности; по объемам бизнеса. В работе отмечается, что вопрос о видах предпринимательской деятельности, осуществляемой субъектом, имеет важное практическое значение, поскольку в зависимости от вида определяются меры государственной поддержки, а также виды и размеры налогов. Так, сельскохозяйственные товаропроизводители уплачивают единый сельскохозяйственный налог; пользователи недр обязаны платить налог на добычу полезных ископаемых; ст. Автор полагает, что механизм государственной поддержки приоритетных направлений предпринимательской деятельности должен давать импульс для развития не только стимулируемых, но и сопряженных с ними отраслей, расширяя предпринимательскую активность в целом. Актуальной является классификация субъектов предпринимательской деятельности по объемам бизнеса на малое, среднее и крупное предпринимательство. Практическое значение классификации проявляется в том, что в зависимости от объема бизнеса законом предусмотрены различия в оформлении налоговой документации п. Из приведенного анализа следует, что в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства регулирование направлено на стимулирование предпринимательской деятельности; что касается крупного бизнеса, то имеет место противоположная тенденция - к крупному предпринимательству государство предъявляет более жесткие требования по ведению предпринимательской деятельности. Взаимосвязь гражданского и налогового права можно проследить при уплате коммерческими организациями ряда налогов и сборов. Законодательством предусмотрено, что коммерческими организациями могут осуществляться такие виды предпринимательской деятельности как финансирование под уступку права требования, доверительное управление, концессия, банковская деятельность ст. Налоговым кодексом РФ относительно перечисленных видов предпринимательства устанавливается определенный порядок налогообложения, следовательно, налогоплательщиками отдельных налогов являются коммерческие организации и в некоторых случаях индивидуальные предприниматели. Данный тезис подтверждается следующими доводами. Во-первых, сторонами в договоре коммерческой концессии могут быть только коммерческие организации индивидуальные предприниматели п. Во-вторых, финансовыми агентами в договоре финансирования под уступку права требования выступают только коммерческие организации ст. В-третьих, в качестве доверительного управляющего может выступать только индивидуальный предприниматель или коммерческая организация п. Налоговым законодательством установлены особенности регулирования предпринимательской деятельности участников договора доверительного управления имуществом. В-четвертых, банками признаются коммерческие организации; от налога на добавленную стоимость НДС освобождаются определенные банковские операции; для банков прописаны особенности уплаты налога на прибыль. В-пятых, в соответствии со ст. Следовательно, только на страховщиков распространяются особенности налогового регулирования, предусмотренные пп. В зависимости от масштабов бизнеса и видов осуществляемой предпринимательской деятельности выделяются различные режимы налогообложения организаций. В выборе режима налогообложения проявляется один из аспектов принципа самостоятельности при осуществлении предпринимательской деятельности. При применении общего режима налогообложения организация является плательщиком по налогу на прибыль. Следует отметить, что преференции по налогу минимальны, поскольку ограничены возможностью получения амортизационной льготы инвестиционного налогового кредита. Правом на его получение обладают организации, осуществляющие определенные виды предпринимательской деятельности внедренческую, инновационную. В отношениях по предоставлению данного кредита имеет место инициативность со стороны предпринимателя: он по собственному усмотрению подает заявление, а налоговый орган не обязан, но вправе предоставить инвестиционный налоговый кредит. При рассмотрении специальных налоговых режимов следует отметить, что переход на них связан с видом предпринимательской деятельности, осуществляемой лицом: для применения единого сельскохозяйственного налога субъект должен иметь статус сельскохозяйственного товаропроизводителя; при применении ЕНВД налогом облагается доход от определенных видов предпринимательской деятельности; упрощенную систему налогообложения УСН не вправе применять банки, ломбарды, инвестиционные фонды; возможность перейти на УСН зависит от объема доходов, получаемых в результате предпринимательской деятельности, следовательно, можно говорить об ограничительном характере его применения. Диссертант обосновывает позицию, согласно которой юридические лица вправе получить бюджетное финансирование в счет оплаты товаров, работ и услуг по государственным муниципальным контрактам ст. Наиболее распространенным из перечисленных способов является оплата товаров работ и услуг для государственных нужд на основе государственного контракта ст. Государственные контракты заключаются с учетом норм ст. Сле- 22 довательно, имеет место сочетание норм частного и публичного права. Значит, при рассмотрении государственного контракта как одного из средств в механизме правового регулирования предпринимательской деятельности, можно говорить о его комплексном характере. Одним из средств бюджетного регулирования предпринимательской деятельности является бюджетное кредитование. Участие государства в правовом регулировании деятельности организаций посредством выдачи бюджетных кредитов предполагает учет принципа сочетания частных и публичных интересов, в то же время, индивидуальные предприниматели и учреждения лишены возможности воспользоваться бюджетным кредитом. Бюджетные кредиты юридическим лицам могут предоставляться на принципах добровольности, срочности и возвратности с соблюдением требований лимитности; возмездности, целевой направленности, отсутствия просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему РФ; применения гражданско-правовых обеспечительных мер; проведения компетентным органом предварительной проверки финансового состояния получателя и гаранта. Автор отмечает, что ст. Таким образом, правовые нормы, регулирующие государственные кредитные отношения, содержатся в различных отраслях права и образуют комплексный правовой институт. В качестве субъектов предпринимательской деятельности диссертантом рассматриваются некоммерческие организации, поскольку Гражданский кодекс РФ предусматривает право указанных юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью для целей, определенных учредительными документами. Гражданско-правовое регулирование предпринимательской деятельности некоммерческих организаций имеет особую специфику. Законодательством устанавливаются определенные ограничения: так, ассоциации могут осуществлять предпринимательскую деятельность только путем создания или участия в хозяйственных обществах; некоммерческая организация не вправе выступать участником договора о совместной деятельности с хозяйственными товариществами, если такой договор заключен для осуществления предпринимательской деятельности; п. Автор обосновывает тезис о том, что некоммерческие организации должны быть лишены возможности осуществлять предпринимательскую деятельность, но правовая тенденция такова, что деятельность некоммерческих организаций все больше приобретает коммерческую направленность. В частности, об этом свидетельствует принятие ФЗ «Об автономных учреждениях», ст. К тому же, законодатель не делает существенных различий между коммерческими и некоммерческими организациями, за исключением следующей специфики: некоммерческие организации должны вести отдельный учет доходов расходовполученных произведенных в рамках целевых поступлений п. В параграфе 3 главы 2 «Межотраслевое правовое воздействие на отношения с участием индивидуальных предпринимателей» обозначаются особенности правового статуса индивидуальных предпринимателей с позиций гражданского и финансового права. Статья 18 ГК РФ право на предпринимательскую деятельность рассматривает как элемент правоспособности физического лица. В законодательстве имеется ряд положений, указывающих на особенности правового статуса индивидуального предпринимателя: отсутствуют требования по оплате уставного капитала; предприниматель не вправе осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности например, страховую, банковскую ; предприниматель отвечает перед кредиторами всем имеющимся у него на праве собственности имуществом; индивидуальный предприниматель вправе завещать бизнес; на него согласно ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» распространяются различные меры государственной поддержки; исчисляет налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов; не ведет бухгалтер- 24 ский учет; исполняет обязанности налогового агента в случаях предусмотренных законом; налоговое бремя для индивидуального предпринимателя ниже, чем для организаций, хотя на него распространяется действие норм законов, определяющих налоговые обязанности как для юридических, так и для физических лиц. Подобное положение объясняется тем, что индивидуальный предприниматель использует свое имущество не только для занятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве собственного личного имущества, т. Диссертантом отмечается, что статус индивидуального предпринимателя достаточно унифицирован в действующем законодательстве: в отношении лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя п. К особенностям налогового регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей диссертант относит упрощенную систему налогообложения на основе патента ст. Индивидуальные предприниматели достаточно часто, несмотря на возможность использования специальных режимов, применяют общий режим налогообложения. Это обстоятельство связано с тем, что их потенциальные контрагенты, уплачивающие НДС, предпочитают работать с такими же плательщиками, поскольку только в этом случае есть возможность уменьшить сумму налога, перечисляемую в бюджет. Следовательно, выбор налогового режима во многом зависит от вида предпринимательской деятельности и контрагентов: так, если налогоплательщик реализует товары работы, услуги организациям, то применение освобождения от НДС при использовании специальных режимов может не дать налоговой экономии. Особенностью налогообложения индивидуальных предпринимателей является также то, что налог на доходы физических лиц исчисляет- 25 ся на основании ст. Объектом налогообложения в главе 23 НК РФ выступает доход, полученный индивидуальным предпринимателем в результате осуществления предпринимательской деятельности, в то время как в ст. Проведенное исследование гражданского и финансового законодательства позволяет сделать вывод о том, что в разделах Гражданского и Налогового кодексов РФ о физических лицах, как о субъектах права, необходимо выделить в отдельный раздел нормы об индивидуальных предпринимателях. В заключении приводятся основные выводы и предложения по теме диссертационного исследования. По теме диссертации опубликованы следующие работы В издании, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией 1. В иных изданиях 2. Межвузовский сборник научных трудов к 75-летию Свердловского юридического института - Уральской государственной юридической академии. Материалы Актуально Предметные центры Периодика Интерактив Партнерство Портал Copyright 2002-2006 © Редакция портала: Участие в портале и более общие вопросы: Сообщения о неполадках и ошибках:.