Проблемы культуры философии

Диссертация на тему «Проблема культуры в философии Шеллинга» автореферат по специальности ВАК 09. Шеллинга тема диссертации и автореферата по ВАК 09. СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕИ КУЛЬТУРЫ В НЕМЕЦКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ ХУ111 - XIX ВЕКОВ 1. Идея культуры в немецком Просвещении. ШЕЛЛИНГ И ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРЫ 2. Культура и проблема морали. Искусство как образ культуры. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Философия Шеллинга принадлежит к такому яркому и плодотворному направлению в философии, как немецкий классический идеализм. Его учение о культуре занимает значимое место среди иных философско-теоретических интерпретаций этого феномена, оказало большое влияние на европейскую и русскую философию. Анализ Шеллингом проблемы культуры сохраняет свою значимость и сегодня, важен для осознания современной социокультурной ситуации. В связи с общей тенденцией актуализации культурологической проблематики особый интерес идеи представляют Шеллинга для понимания сущности источников культурного процесса. Во-первых, философия Шеллинга повлияла на различные направления современной западной философии культуры. Определенный корпус представлений Шеллинга о культуре оказал воздействие на философию жизни, философскую антропологию, экзистенциализм, герменевтику, неотомизм и другие школы западной мысли. Среди тех, кто так или иначе воспринял его идеи, называют Гартмана, М Шелера, Во-вторых, Шеллинг оказал значительное влияние на русскую философию культуры XIX - XX веков. Оно было очень плодотворным, способствовало становлению основного спектра идей русского шеллингианства. Философия культуры Шеллинга оказала влияние на творчество любомудров, славянофилов, Тютчева; его идеи восприняли ПЛ. В-третьих, представления Шеллинга о культуре имеют большое значение для современной философии культуры. Разработка понятия « культура» в I» последнее время ведется все более широким фронтом, что связано с осознанием того обстоятельства, что данное понятие относится к числу тех, которые сегодня формируют структуру мышления в социальных и гуманитарных науках. Известная сложность оперирования понятием « культура» вызвана отсутствием единства в трактовке его содержания. Это в значительной степени обусловлено особенностями парадигм мышления в различных философских системах, задающих способ толкования данного понятия. Поэтому исследование философских оснований того или иного способа понимания сущности культуры - важная и актуальная задача. Один из значимых подходов к пониманию культуры сформировался в немецкой классической философии, в частности, в системе трансцендентального идеализма Шеллинга. И хотя мыслитель напрямую не ставил задачи разработки категории культуры, его философия своими фундаментальными положениями задает весьма значимые координаты, в рамках которых возможно выявление существенных сторон этого феномена. Исследование взглядов Шеллинга на культуру значимо и для создания наиболее полной и завершенной картины исторического развития представлений о культуре. Интерес к изучению творчества Шеллинга, зародившийся в конце XIX века, не угас и на протяжении XX. Русская школа исследования наследия немецкого философа отметила в 1995 году 220-летие со дня его рождения. Трактовка проблемы культуры в философии Шеллинга не подвергалась специальному изучению. По-видимому, это связано с тем, что Шеллинг напрямую не обращался к концепту культуры, исследуя проблемы искусства, мифологии и других ее форм. Тем не менее, в отечественной и зарубежной литературе осуществлен ряд исследований, свидетельствующих о вкладе Шеллинга в изучение проблемы культуры. Данное диссертационное исследование опиралось на следующую группу работ, имеющих отношение к философии Шеллинга. Во-первых, это работы Лендваи, в которых проблема культуры в рассмотрении Шеллинга связана с общей панорамой немецкого Просвещения'. Во-вторых, необходимо отметить работы Ойзермана и других авторов, в которых рассмотрена связь философской системы Шеллинга с немецкой классической философией и философией романтизма2. Из курса лекций по истории философии. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. Из истории немецкого материализма. Из истории немецкой философии ХУ111 века: предклассический период. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения: конец ХУ И-первая четверть ХУ111. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. Парадоксы свободы в учении Фихте. Философия Фихте и современность. Немецкая классическая В-третьих, в работах Фромана и других зарубежных авторов представлен обстоятельный анализ культурфилософских идей Шеллинга3. В-четвертых, в отечественной историко-философской литературе система I» Шеллинга, его философия культуры и отдельные ее элементы рассматриваются в трудах О взаимоотношении искусства и философии в эстетике Гегеля Н Вестник МГУ. Проблемы философии истории в системе Канта. Гегель и современный мир. Путь Гегеля к "Науке логики". Философия Гегеля: проблемы диалектики. Западноевропейская философия XIX века. К характеристике трансцендентального идеализма Философия как история философии. Кант: взаимодополшггельность морали и права. Осуществление свободы: введение в гегелевскую философию права. В сочинениях русских и зарубежных авторов сложился определенный синтетический взгляд на философию культуры Шеллинга. Исследователи отмечают, что понимание Шеллингом культуры и ее компонентов было неразрывно связано с основным для его философской системы законом тождества как синтеза реального идеального. С разрушением тождества начинается кризис самой культуры. Выход из кризисной ситуации Шеллинг видел в философии как источнике принципа тождества. Он предсказывал появление нового универсального вида искусства, основанного на тождестве. Понимание Шеллингом искусства как выражения тождества, стремление доказать необходимость синтеза для настоящего искусства истины, добра и красоты может послужить одним из источников современной философии культуры. Концепция культуры Шеллинга и его философия в целом воспринимаются исследователями как не утратившие своей актуальности и созвучные многим идеям современности. Флоровского и других исследователей посвящены анализу влияния философии культуры Шеллинга на русских любомудров и славянофилов5 Шеллинг Проблемы морфологии искусства в эстетике Шеллинга II Социальная теория и современность. Философия раннего и позднего Шеллинга. Диалектика субъекта и объекта в философии Шеллинга. Философия Шеллинга охарактеризована в данных работах как одно из основных звеньев, связывавших русскую эстетику и литературу XIX - начала XX века с мировой культурой и породившей русское шеллингианство, стремившееся войти во все сферы культуры. Однако до сих пор понимание культуры в трудах Шеллинга не было предметом целостного анализа, хотя в некоторых работах были сделаны определенные шаги в этом направлении. Отсутствие монографических исследований по данному вопросу обусловило выбор темы диссертации, объектом которой является философия Шеллинга, а предметом исследования выступает проблема культуры в трудах Шеллинга, получившая воплощение в его понимании этого феномена и различных форм культуры. Новокузнецк, 1995; Константинова Общество любомудрия 1820-е - начало 1830-х : Автореф. Из истории русского идеализма. Под сенью дружных муз: о русских писателях-романтиках. Вильнюс, 1991; Шумкова Шеллинга и мировоззренческие основы русского романтизма на материале творчества Целью настоящей диссертационной работы является исследование проблемы культуры в философии Шеллинга. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач: 1 показать связь понимания культуры Шеллингом с представлениями о культуре в немецком Просвещении; 2 определить специфику понимания культуры в немецкой классической философии; 3 показать значение принципа тождества свободы и необходимости для понимания Шеллингом феномена культуры; 1 4 выяснить значение шеллингианского понимания мифологии для анализа проблемы культуры; 5 определить соотношение искусства и морали в трудах Шеллинга; 6 установить связь философии искусства Шеллинга и его воззрений на культуру как тождество реального идеального. Методологические основы исследования определялись особенностями концепции Шеллинга и структурой самой работы. В контексте исследования была использована герменевтическая установка. Основной акцент был сделан на сочетании сравнительного и проблемно-тематического анализа исследуемого материала, что позволяло выявить особенности понимания Шеллингом проблемы культуры. В диссертационной работе нашли применение генетический, сравнительно-исторический, структурный и другие методы историко-философского анализа. Так, например, генетический метод был использован при анализе типологии культур Шеллинга, а также при изучении представления философа о зарождении культуры через мифологию. В контексте работы большое внимание было уделено анализу категориального аппарата немецкого философа В данной связи было важным определить ряд философских понятий, таких как « тождество», « абсолютное», « символ», « культура». Цели и задачи исследования обусловили структуру диссертационной работы, состоящей из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий' объем диссертации - 145 страниц. Во « Введении» раскрывается актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, цели и задачи, научная новизна, теоретическое и практическое значение полученных результатов. В главе первой - «Становление идеи культуры в немецкой философии ХУ111 - XIX веков» - рассматривается зарождение интереса к категории культуры в философии немецкого Просвещения и немецкой классической философии, интегрированной частью которой является наследие Шеллинга. В первом параграфе « Идея культуры в немецком Просвещении» проанализированы причины возникновения в Германии данного периода интереса к проблеме культуры. В параграфе раскрывается смысловое содержание формирования идеи культуры в эпоху Просвещения. Культура была осознана просветителями как аналог основанного на нравственности и эстетике разумного совершенствования человека. В данном параграфе показано начало формирования понятия культуры и представления о ее генезисе в трудах Гердера и Канта. Во втором параграфе « Немецкая классическая философия и проблема культуры» выясняются пути формирования представления о культуре в немецком идеализме, анализируется влияние общей трактовки культуры в немецкой классической философии на творчество Шеллинга. Показано, что Гегель осмысляет типологию культуры на основе раскрытия в формах общественного сознания исходящей из Абсолюта свободы. В философии Шеллинга культура также связана с Абсолютом и объединяет его с человеком через тождество свободы и необходимости. Общим основанием тождества является Абсолют, установивший гармонию между свободой- и необходимостью. Вторая глава « Шеллинг и проблема культуры» посвящена исследованию проблемы культуры в философской системе Шеллинга. В первом параграфе « Принцип тождества как основа культуры» показано, что культура в философии Шеллинга понимается как самораскрытие Абсолюта через такие его определения, как истина, красота и благо. Раскрытие Абсолюта в культуре происходит посредством главного для всей философской системы Шеллинга закона тождества Во втором параграфе « Мифологические истоки культуры» рассматривается генезис культуры и роль мифологического символизма в создании Шеллингом концепции культуры. Прослеживается связь мифологии с основным для философии Шеллинга принципом тождества, поскольку в мифологическом образе полностью совпадают бытие и значение, особенное и общее. Третий параграф « Культура и проблема морали» посвящен анализу понимания Шеллингом морали и ее взаимосвязи с искусством. Демонстрируется понимание Шеллингом морали как неотъемлемой части культуры. Познание человеком культуры искусства происходит для Шеллинга при гармоническом соединении в человеческой душе истины, добра и красоты. В четвертом параграфе « Искусство как образ культуры» рассматривается главенствующая роль искусства в понимании Шеллингом культуры. Выраженные в искусстве потенции философии отражаются в формах бытия культуры. Общий итог главы можно охарактеризовать как анализ понимания Шеллингом синтеза искусства и философии в будущем на основе воплощения в мире вечных идей Абсолюта. В « Заключении» изложены итоги исследования, их соотношение с целями и задачами, дана обобщенная оценка проделанной работы. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ. Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что: 1. Впервые в отечественной литературе предпринято исследование философии Шеллинга с целью установления содержащегося в ней представления о сущности культуры, основаниях ее формирования и развития. Показана связь философии Шеллинга и его представлений о культуре с философской традицией немецкого Просвещения. Концепция культуры Шеллинга была подготовлена эволюцией представлений о культуре от свойственного философии Просвещения понимания ее как продолжения природы, имеющего в качестве своего назначения внесение гармонии в человеческую жизнь, установление отношений, основанных на свободе и разуме, до воззрений Канта, который противопоставлял природному существованию человека свободу как следствие осознания им своей трансцендентальной сущности. Демонстрируется, что в объективно-идеалистическом варианте немецкой классической философии, в границах которого развивает свою концепцию Шеллинг, культура понимается как результант саморазвития Абсолюта, в ходе которого преодолевается противоречие между природой и человеком, возрастает степень личной свободы и мера объективации свободы в государственном устройстве. Показано, что принцип тождества реального идеального выступает как основа философии культуры Шеллинга В свете этого принципа культура понимается как выражение тождества идей Абсолюта, которое в культуре представлено как единство реального идеального, необходимости и свободы. Абсолют, согласно Шеллингу, раскрывается в конечном, не терм при этом своего качества бесконечности. Обосновано, что в философии Шеллинга генезис культуры представлен как процесс раскрытия содержащегося в мифологии символического представления о мире. Представление Шеллинга о культуре укоренено в его концепции мифологии как символического выражения действительности и формой пребывания Абсолюта в сознании народа. Миф посредством символа соединяет Абсолют и мир культуры как сферу человеческого творчества, в котором реализуется процесс возвышения человеческого духа. Выявлено, что понимание культуры Шеллингом включает в себя представление о том, что она в качестве важного элемента включает в себя мораль. Культура для философа выступает как тождество истины, добра и красоты. Мир истории и культуры рождает лишь по-настоящему нравственная деятельность. При этом Шеллингу не свойственна абсолютизация морали, которая представляет собой лишь одну из ступеней приближения к Абсолюту. Только тождество истины, добра и красоты позволяет отобразить Абсолют. Установлено, что Шеллинг понимал культуру как вечное искусство, основанное на тождестве истины, добра и красоты. Искусство выступает началом, конституирующим целостность культуры. Будучи созерцанием первообраза красоты, содержащегося в Абсолюте, оно является выражением бесконечного в конечном через красоту. Абсолют как источник любого тождества рождает красоту, которая все объединяет и становится основой для синтеза истины и добра и для формирования целостности культуры. Опираясь на научную новизну исследования и содержание работы, на защиту выносятся следующие положения. Положения, выносимые на защиту. В эпоху немецкого Просвещения проявился интерес к понятию культура как к предмету философского анализа. Философия Просвещения формировалась на фоне антифеодального подъема, приведшего к определенным изменениям в направлении мышления. Просветители внесли большой вклад в понимание развития культуры и общества с точки зрения историзма. В эпоху Просвещения, когда разум признавался главенствующей инстанцией при разрешении любых проблемных ситуаций и вопросов, культура осознавалась как путь к разумному совершенствованию человека и общества. Идеологи Просвещения усматривали тесную связь между культурой и природой. Представление о культуре в философии Шеллинга явилось во многом переосмыслением понимания культуры в эпоху Просвещения. В его трудах культура уже не является продолжением жизни природы, а предстает продуктом творческих усилий человека. Целенаправленная разработка категории « культура» началась в ХУ111 веке, наибольший вклад внесли представители философии Просвещения. Понимание культуры в немецком Просвещении было обусловлено целым рядом причин. Внутренние причины можно определить как духовный поиск понимания себя обществом индивидуумом в процессе изменения парадигмы мышления, осознание человеком окружающего мира как объекта творческой деятельности, появление идеи универсальности, необходимость разработки общего критерия развития общества. Таким универсальным критерием стало понятие культуры. Философия Просвещения развивалась на фоне таких событий, как быстрое развитие естествознания, совершенствование социальной практики в процессе формирования буржуазного общества. Раздробленность Германии, отсутствие условий для активной политической деятельности способствовали сосредоточению внимания мыслителей этой эпохи в сфере духовных и нравственных проблем. Просветители пришли к выводу, что только с помощью философии можно привести к синтезу различные точки зрения на феномен культуры. Парадигма понимания культуры, сформулированная просветителями, оказала существенное влияние на дальнейшие пути разработки представлений об этой категории. Просветители полагали, что назначение культуры - вносить гармонию в человеческую жизнь, способствовать установлению основанных на разуме и свободе отношений. Появилась возможность описать деятельность человека не только как сферу техники и цивилизации, но как « вторую природу», культуру, сферу приложения приобретенных в процессе социализации качеств. Просветители видели в культуре совокупность этих качеств, воспринимая ее как синоним разумного совершенствования человека Начало наук о культуре традиционно связано с именем Культура для Гердера - как процесс воспитания человеческого рода через традицию и передачу опыта из поколения в поколение. Историю культуры Гердер понимал как продолжение истории природы. Целью развития общества по Гердеру является стремление к истинной гуманной культуре, гармонии разума и нравов, совершенствование заложенного Творцом в каждом человеке начала гуманности. Гердер считал, что именно благодаря культуре человечество постепенно придет к гуманизму. Понимание Гердером культуры как продолжения жизни природы нашло свою критику в трудах Канта. Для самого Канта было характерно противопоставление природы и человеческой свободы. Кант считал, что человек как природное существо вынужден поступать по необходимости и не свободен. Однако, как полагал Кант, осознание своей трансцендентальной сущности делает человека свободным и ведет по пути самосовершенствования. Генезис культуры философ представлял как переход от первоначальной грубости нравов к общественной ценности личности; чгго является основным содержанием культуры. Назначение культуры Кант видел в преодолении конфликта между стремлением людей к общению и желанием уединиться. Культура выступает в его философии одним из основных механизмов обеспечения согласия людей жить в обществе. Типологию культуры Кант разработал как учение о формах воплощения в жизни общества свободных, основанных на разуме отношений. Он выделял три типа культуры. Первый тип - общество доакгагонистическое, господство инстинктов, единство человека и природы, потребности людей невелики, нет столкновения интересов. Второй тип культуры -антагонистическое общество, время противоречия между природой и культурой. Разум пытается господствовать над инстинктами, но культура продолжает развиваться стихийно. Интересы людей часто сталкиваются, каждый преследует только свои личные цели. Третий тип - тождество природы и культуры, все члены общества руководствуются в своем поведении моральными целями. Кризис культуры осмысляется Кантом как кризис свободы, который выражается в посягательстве государства на свободу своих членов и свободу других стран, что негативно отражается на культуре и затрудняет совершенствование мыслей граждан. Выход из кризиса философ видел в создании союза государств, в обеспечении общемировой безопасности, в примирении свободы и необходимости, в возможности больше уделять внимания развитию культуры и морали. Философия Шеллинга сформировалась в лоне немецкого Просвещения, обсуждавшего проблему нравственного совершенствования и проблему соотношения природного и культурного в индивидууме и обществе. В связи с этим актуальна полемика Гердера и Канта, который критиковал Гердера за то, что последний переносил принципы развития природы на формирование культуры. Кант сформулировал то, что потом было развито в немецкой классической философии, когда говорил о том, что человек через осознание своей трансцендентальной сущности может вырваться из мира природного детерминизма Шеллинг был наследником Просвещения, с другой стороны, усматривается несомненная связь его философской системы с романтизмом. Уже Гердер, отходя от просветительского принципа универсальности, говорил о важности для человеческой истории любого типа культуры со всеми его специфическими чертами. Данная идея в виде признания уникальности каждой культуры получила свое развитие в романтизме и у Шеллинга В целом его учение сформировалось в рамках немецкой классической философии, оказавшей основное влияние на его представления о культуре. В философии Шеллинга просветительское понимание культуры было переосмыслено изменено. Система трансцендентального идеализма с ее пониманием Абсолюта как источника тождества свободы и необходимости в природе и культуре - основной тип понимания культуры Шеллингом. В немецком объективном идеализме была сформулирована самостоятельная парадигма представлений о культуре. Понимание природы как основы для развития, свойственное эпохе Просвещения, не играло здесь главной роли. В немецкой классической философии проблема культуры рассматривалась через призму понятий разума свободы и необходимости. Подобное понимание культуры отразилось у Канта Фихте. Гегеля и Шеллинга Кант говорил о надприродносги человеческой сущности и выходе из природной необходимости. Фихте с его понятием « абсолютного Я» подошел к проблеме Абсолюта в философии Гегеля возникает представление о динамическом развитии Абсолюта которое в системе Шеллинга было раскрыто как воплощение тождества в Абсолюте истины, добра и красоты в различных формах культуры. В рамках объективного идеализма Шеллинг и Гегель утверждали универсальность понятия культуры, проявляющейся в особых формам в обществе через свободу как определение Абсолюта. В представлении Гегеля религия, философия, искусство как компоненты культуры являются ступенями развития Абсолюта Культура позволяет разрешить противоречие между природой и человеком. Мировую историю Гегель понимал как процесс развития свободы, сущность которой - осознание необходимости, тождества бытия и видимости мира. Критерием типологии культуры для Гегеля - это степень личной свободы в государстве. В связи с этим Гегель выделял три типа культуры. Первый - это свобода человека в своем внутреннем мире и полное подчинение государству внешне Китай, Индия, Междуречье. Второй тип - индивид несвободен и подчинен общине Древняя Греция ; абстрактное равенство членов общества Древний Рим. Третий тип культуры - мир, построенный на христианских началах, в котором все равны, каждый может реализовать свою свободу. Кризис культуры Гегель понимал как разрушение тождества формы и содержания, необходимости и свободы. Выход из кризиса философ видел в осознании членами общества необход имости свободы и уважения ее в. В философии Шеллинга осмысление культуры также связано с понятиями необходимости и свободы, источником которых является Абсолют. Именно заложенное Абсолютом в сверхчувственной сущности человеческого характера тождество обеспечивает гармонию в жизни индивида и общества в целом. Типологию культуры Шеллинг строит на основе принципа тождества, воплощающегося в государственном строе. Для создания настоящего правового государства необходимы два условия: ветви власти не должны соперничать друг с другом и государства должны гарантировать друг другу неприкосновенность и нерушимость строя. Этот тип государства строится на правовом законе, ограничивающем эгоистические проявления свободы его членов. Теорию государственности Шеллинг строит на основе принципа тождества свободы и необходимости. Двигателем истории является сочетание свободы и необходимости в человеческих поступках. Гармонию свободы и необходимости обеспечивает тождество субъективного и объективного. С помощью идеи тождества, центральной для его философии, Шеллинг решает проблему соединения бессознательного и сознательного в истории вообще и поведении человека в частности. Источником тождества является Абсолют, благодаря установленной им гармонии свободы и необходимости действия человека абсолютно свободны и абсолютно необходимы. Шеллинг выделил три типа культуры. Первый тип - фатализм, раскрытие себя Абсолютом как бессознательной судьбы, время возникновения государств античности. Второй тип -господство сознательного, атеизм, когда Абсолют становится для истории природой и приносит в исторический процесс механическую закономерность. Начало этого периода связано с расширением границ Римской империи, когда свобода и произвол бессознательно служат плану природы, согласно которому должен быть создан всеобщий союз народов, эта эпоха кончается с падением Римской империи. Третий тип культуры -мир религии, рожденный Абсолютом как источником тождества необходимости и свободы. Этот мир находится в постоянном становлении: необходимость и свобода вечно стремятся к синтезу, но достичь его не могут: их противоположность является необходимым условием истории. С воплощением тождества в общественной жизни тесно связано понимание Шеллингом культуры. Культура, по его мнению, является неотъемлемой частью государственного строя, через нее в человеческой деятельности выражаются вечные идеи Абсолюта - истина необходимостьдобро свобода и красота, неразрывно связанные друг с другом и тождественные в Абсолюте. Все, что можно назвать культурной ценностью, воплощает в себе тождество свободы и необходимости. Основным содержанием культуры у Шеллинга выступает искусство, которое он понимает не только как художественное творчество, но и как отображение Абсолюта в конкретном произведении. С состоянием искусства Шеллинг связывал и общий кризис культуры. Последний он понимал как разрушение тождества свободы и необходимости, тождества содержания и формы, идеального и реального. Состояние современной ему культуры Шеллинг охарактеризовал "Как век войны, которая ведется против прекрасного истинного, основанного на тождестве реального идеального. При таком положении дел подлинную идею культуры можно обрести только в философии, которая может наполнить искусство необходимым содержанием, сделать тождественными друг другу содержание и форму. Выход из кризиса Шеллинг видел в создании философии искусства, в которой содержание и форма, свобода и необходимость будут слиты воедино, а идеи философии будут реально отражены в формах искусства Философия искусства вернет кулыуре подлинную идею красоты, соединяющей в себе истину и добро. Философская идея тождества свободы и необходимости пронизывает все периоды жизни общества, способствуя самораскрытию вечного тождества -Абсолюта И именно философия помогает преодолеть кризис культуры как одной из частей воплощения Абсолюта и его идей в реальном мире. Принцип тождества реального идеального являлся основополагающим для всей философии Шеллинга Тождество он понимал как устранение противоположностей между двумя объектами, которые становятся одновременно и реальными, идеальными. Абсолют в системе Шеллинга выступает как источник тождества для всех явлений. Принцип тождества был положен Шеллингом в основу не только философии природы, но и философии культуры. Тождество может также быть выражено посредством трех вечных идей Абсолюта - истины, добра и красоты, которые пронизывают культуру и связывают ее с Абсолютом. Культура выступает у Шеллинга как нечто интегральное, связывающее воедино философию, мораль, искусство. В них как в Формах бытия культуры воплощается Абсолют. Воплощение происходит через тождество и лики Абсолюта -истину, красоту и благо. Все три идеи составляют в Абсолюте одно целое? Шеллинг уточнял, что в культуре эти идеи только неразличимы. Гармония их в человеческой личности является залогом истинной нравственности. Истина выражается в философии как тождество конечного и бесконечного, созерцаемое как первообраз: красота - в искусстве как тождество в отображении и Форме, благо в морали - как тождество в деятельности. Сочетание трех форм тождества создает культуру. Основные положения философии культуры Шеллинг выводил из системы трансцендентального идеализма, в которой реальное идеальное тождественны друг другу. Интерес к идее тождества был свойственен для всех представителей немецкой классической философии. Ими были осмыслены такие составляющие тождества, как бытие и мышление, свобода и необходимость, форма и сущность. Понятие тождества является одним из основных и для философии Шеллинга. Посредством принципа тождества Шеллинг трактовал сущность культуры. Последнюю он понимал как единство реального идеального, необходимости и свободы, выражение тождества идей Абсолюта в искусстве. Искусство как основное выражение культуры Шеллинг основывал на тождестве свободы и необходимости. Совершенство произведения искусства зависит от того, в какой степени в нем содержится данное тождество. Абсолютное тождество в искусстве выражено посредством свободы через символ, необходимости через аллегорию. Ступенью восхождения к тождеству является неразличимость, в природе это неразличимость света и материи в организме, в культуре - неразличимость знания и действия в произведении искусства. Разум, стоящий над природой искусством, приводит их к тождеству, совокупности всех утверждений, потенций Абсолюта. » Абсолют выступает у Шеллинга как первопричина философии через идею и как первопричина культуры искусства через красоту. Абсолют дает жизнь заключенным в нем идеям, облекая их в конечное, в конкретное явление природы или культуры. Тождество в произведении искусства, по мнению Шеллинга, находит многообразное отражение. Это тождество сознательной и бессознательной деятельности в гении, создающем произведение искусства. В гении сочетаются сознательная деятельность следование традициям и бессознательная свободный дар, поэзия в искусстве. Гений свободен от внешнего влияния и послушен абсолютной закономерности, дающей ему вдохновение. Тождество выражается как совпадение в художественном произведении значения и предмета изображения, образа и понятия, в тождественности деятельности и бытия. Тождество абсолютного и конечного общего и особенного может быть выражено в искусстве как символ природы, которая изображает универсум в конечном и как символ свободы, изображающей конечное в универсуме. В культуре античности тождество присутствует как единство универсума с конечным, это и есть природа, в которой синтез общего и особенного выражены через бытие. В христианской культуре Абсолют созерцается как мир судьбы, на этом этапе Абсолют выражен как единство конечного с универсумом, как история, воплощение вечных идей, реконструирующих абсолютное тождество. Тождество в искусстве представляет собой синтез категорий возвышенного и прекрасного как единство абсолютной и особенной форм. Возвышенное Шеллинг определял как символ истинной бесконечности, когда для созерцающего относительно большое становится абсолютно великим. Категория прекрасного для Шеллинга - это соединение света и материи; идеального и реального. Воссоединение реального идеального приближает прекрасное в искусстве к первообразу, находящемуся в Абсолюте, где реальное идеальное пребывают в тождестве. Тождество также выражается в том, что разум соединяет природу и культуру посредством искусства. Абсолют раскрывается в конечном, не теряя при этом своего бесконечного величия. Весь мир предстает как абсолютное произведение искусства, т. Понятие тождества берется Шеллингом за основу при трактовке идеи культуры. Культуру Шеллинг понимает как тождество реального идеального в искусстве и отображение идей Абсолюта в человеческом творчестве. Источником тождества для философии, культуры, природы является Абсолют как совершенное тождество. Представления Шеллинга о культуре укоренено в философии искусства и концепции мифологии как символическом выражении действительности. Зарождение культуры Шеллинг связывал с мифологией. Мифология возникает вместе с народом, так как ни один народ не может существовать, если у нет мифологии. Мифология, как искусство, тесно связана с философией, боги в мифологии - символы Философских идей и понятий. Особую роль в мифологии, по мнению Шеллинга, играет символ как синтез общего и особенного. Символ является связующим звеном между Абсолютом и человеческой культурой. Генезис культуры Шеллинг рассматривает на примере мифа как феномена, с которого берет начало культура. Мифология как отображение Абсолюта - необходимое условие для возникновения культуры. Шеллинг полагал, что миф возникает вместе с народом в качестве его индивидуального сознания, судьбы. Поскольку все мифологии имеют внутреннее сходство. Шеллинг сделал вывод, что мифология возникла в тот момент, когда все народы были едины в одном. Шеллинг считал, что вести отсчет культуры нужно с абсолютно праисгорического времени, когда возникает мифология. Первая форма мифологии, первобытный монотеизм является предпосылкой религии, из которой затем рождается культура Первобытный монотеизм еще можно назвать пра-откровением. Шеллинг полагал, что в праисторическое время человечество было едино и духовная сила удерживала его в этом единстве. Затем наступило разделение первобытного монотеизма на отдельные политеистические религии, которые впоследствии уступили место истинному откровению. Как предтеча откровения мифология изображает становление Бога в сознании, а боги относятся к Нему как отдельные элементы. В мифологическом сознании восстанавливается образ истинного Бога, но образ - это еще не Сам Бог, и доступ к истинному Богу открывает только христианство. Мифология, считал Шеллинг, предшествует Откровению. Она созерцает универсум как природу, а христианство - как историю, культуру, мир Провидения. Утверждением истинности мифологии Шеллинг внес большой вклад в изучение этого феномена. Истинное знание мифологии - то, которое представляет в ней абсолютный процесс, а это является делом философии. Шеллинг делает вывод, что подлинное знание о мифологии может дать только философия как общее созерцание универсума. Шеллинг определял мифологию как общий корень философии истории, созерцание Абсолюта, выражение идей в образной форме. Он полагал, что боги в мифологии -реально созерцаемые идеи философии. Принцип тождества также нашел свое отражение в понимании Шеллингом мифологии. В мифологическом образе тождественны бытие и значение, особое и общее пронизывают друг Друга. С другой стороны, мифология - особое единодушие индивида и рода, выраженное в образах искусства, тождество природы и свободы. Философская система Шеллинга состоит из двух направлений, в которых открывает себя Абсолют, реального идеального. Мифологию философ также подразделяет на реальную идеальную: реальная мифология -греческая, идеальная - христианская. Греческая мифология совершенно противоположна христианской, она имеет завершенный характер, конечна, реалистична, чужда мистике, выражает мир через природу, через конечное, в котором в нераскрытом виде содержалось зерно абсолютного, т. В античной культуре человек ощущал своей родиной природу, в христианской - идеальный мир, не природа и бытие, а человек и действие символизируют собой мир идей, конечное подчинено бесконечному, христианство созерцает универсум как историю. Мифология, по мнению Шеллинга, это изображение абсолютного в особенном, что возможно лишь в символической форме. Символ философ понимал как синтез схематического созерцание особенного через общее и аллегорического созерцание общего через особенное. Мифология -подлинная символика, в которой реальное тождественно с идеальным, конечное с бесконечным, значение с бытием. Мифология является одним из видов созерцания универсума через воображение. Воображение формирует образы, которые выражает фантазия. Постижение мифологии происходит посредством фантазии. Изображение Абсолюта в общем в учении Шеллинга возможно через философию, изображение в особенном - через искусство, материалом для этого является мифология. Абсолют изображается в ней с неразличимостью общего и особенного, что возможно только при помощи символа. В понятии символа абсолютное совпадает с конечным, идеальное с реальным. Символ является связующим звеном между универсумом историей и неотъемлемой частью не только искусства, но и культуры, выступающей для Шеллинга в роли абсолютного художественного произведения. Миф посредством символа соединяет Абсолют и мир культуры как человеческого творчества, как процесса познания человечеством своего духа, позволяя выразить содержащееся в Абсолюте абсолютное знание и первообразы всех вещей. Мифология стала для Шеллинга одной из ступеней развитая культуры и всей его философской системы, той почвой, на которой развивается понятие тождества. Шеллинг во многом разделял романтический культ искусства, но в отличие от романтиков не разделял культуру и мораль. Понимание им культуры было обогащено за счет представления о последней как о воплощении тождества истины, добра и красопгы. Шеллинг связывал культуру и мораль через красоту и категорию возвышенного. Мораль Шеллинг понимал как божественную искру в человеческой душе, только по-настоящему нравственная деятельность рождает мир истории и культуры. Шеллинг не абсолютизировал мораль, воспринимая ее как одну из ступеней приближения к Абсолюту. Философ настаивал на том, что именно тождество истины, добра и красоты позволяет отобразить и познать Абсолют - первопричину морали, искусства и культуры. Проблема нравственного тесно связана у Шеллинга с другой формой бытия культуры -с искусством. Их соединение происходит через тождество красоты и блага в Абсолюте и через гармонию красоты и добра в человеческой душе, познающей через эту гармонию Абсолют. Если в произведении искусства нет отражения абсолютного добра, то оно не может обладать и абсолютной красотой. Цель этого мира - вернуть к Абсолюту отделившие от него идеи и восстановление единства всех вещей. Высшую ступень развития искусства Шеллинг охарактеризовал как живое тождество, истинную культуру, при созерцании красоты, одновременно прекрасной и нравственной, искусство возвращается к своему первоначалу. Благодаря божественному началу нравственности душа борется со злом, действуя в соответствии с абсолютными законами. Символом соединения нравственного и эстетического служила у Шеллинга категория возвышенного. Категория возвышенного воплощает для Шеллинга победу внутренне свободного человека над обстоятельствами, когда он может быть побежден физически, но за счет внутренней силы побеждает морально. » Для Шеллинга истинное искусство, соединяющее в себе мораль и красоту, не направлено на утилитарные цели. Искусство основано на гармонии сознательной и бессознательной деятельности, которую обеспечивает эстетическое созерцание. Последнее Шеллинг определил как интеллектуальное созерцание, ставшее объективным. Интеллектуальное созерцание, в свою очередь, Шеллинг понимал как отождествление созерцающего Я с созерцаемым. Интеллектуальное созерцание неотделимо от воображения, выражающее тождество в художественном произведении. Шеллинг не противопоставлял друг другу мир культуры и мир морали. Тождество истины, добра и красоты позволяет познать Абсолют как первоисточник культуры. Познание возможно только гармоничной, т. Мораль является одним из способов, с помощью которых культура соединяет индивидуума и Абсолют. С одной стороны, только та личность, которая способна поступать по законам морали, может созидать культуру. С другой стороны, без морали, соединенной с истиной и добром, невозможно познание Абсолюта как источника культуры. Понимание проблемы культуры в философии Шеллинга было основано на созданной им философии искусства, вопросам изучения которого он уделял большое внимание. Обусловлено это было тем, что Шеллинг был достаточно близок к романтизму, в то же время он понимал его слабые стороны и старался их преодолеть. С другой стороны, интерес к искусству соответствовал творческим стремлениям самого автора. Мир Шеллинг представлял как одно живое произведение искусства, последнее было для высшей стадией развития Абсолюта. Искусство также как философия, религия, мораль является формой культуры, но служит Шеллингу символом культуры в целом. Весь универсум предстает в его Философии как произведение искусства, созданное по законам вечной абсолютной красоты. Шеллинг разрабатывал концепцию культуры на основе понятия искусства Искусство он определял как эманацию Абсолюта, созерцание первообраза красоты, содержащегося в Абсолюте. Абсолют Шеллинг представлял как синтез реального идеального, выраженный как культура, как абсолютное тождество, выраженное Философией. Абсолют как источник любого тождества, рождает. Шеллинг считал, что культура и природа одинаково важны, а искусство как основа культуры обладает таким же вечным бытием, как и природа. Искусство и природа объединены Абсолютом. В искусстве и природе реальное приобретает черты идеального, идеальное становится явным, возникает красота как взаимопроникновение реального идеального. Искусство должно отображать не природу, абсолютно прекрасное в конкретных формах. Природа представляет собой разобщенность различных форм и не может быть отображением тождества Абсолюта. Шеллинг полагал, что природа может стать зеркалом Абсолюта, если вернется к единству форм. Первой ступенью к тождеству является для природы искусство, объединяющее в себе реальное идеальное, второй - философия, наука разума, выражающая абсолютное тождество. Шеллинг также связывал искусство с философией. Искусство отображает идеи, философия обеспечивает их тождество и связь с первоисточником, с Абсолютом. Идеи философии объективируются через искусство в его произведениях, идеи разума - в явлениях природы. В природе идеальное подчинено реальному, а свобода и необходимость покоятся в свернутом вцде, раскрытие которого дает мир свободы и культуры. Философия как идеальное искусство как реальное относятся друг к другу как прообраз и отображение. Философия изучает общие законы явлений и через них обеспечивает тождество для всех остальных форм культуры. Основной задачей своей философии культуры Шеллинг считал историческое конструирование искусства на основе философии, из идей которой вырастают произведения искусства. Философия как прообраз вечного мира связывает религию искусство и только через нее можно достичь Абсолюта, которого религия познает через чудо, а искусство - через художественное произведение. Искусство как и философию Шеллинг конструирует по двум направлениям: идеальному и реальному. Предмет идеального искусства - живопись, единство, в котором конечное облекается в бесконечное. Реальный вид искусства - музыка, в которой бесконечное становится конечным. Оба вида соединяются в пластике также как все виды искусства слиты в единстве Абсолюта Пластика изображает реальную форму идеальную сущность вещей. Связь искусства с остальным миром происходит через художника Художник выражает бесконечное в конечном через красоту и воплощение абсолютных идей. Абсолют выражает себя в мире: в единстве материи, света и организма, который уравнивает между собой реальное материю идеальное свет. Единства также можно охарактеризовать как единство рефлексии или самосознания реальное ; единство подчинения или ощущения идеальное ; единство разума или созерцания, тождество двух предыдущих. Музыка как искусство рефлексии, самосознания, изображает сущность в форме, живопись - искусство ощущения, выражает форму в сущности, пластика - искусство разума и созерцания, представляет форму и сущность в их единстве. Потенции философии обозначают собой виды искусства, выражающие различные стороны культуры, которые зашифрованы в философии. Единство рефлексии - это внешние формы культуры, в которых она может выражать свою сущность, единство ощущения - ценностное бытие культуры, единство созерцания - осмысление истолкование ценностей. Словесное искусство стоит над тремя предыдущими видами, в нем наиболее полно отражено абсолютное тождество. Язык - это идеальная сторона культуры, речь - символ тождества всех вещей. В каждом виде искусства Шеллинг усматривал три единства философии. Например, в пластике первое единство - симметрия, необходимость, изображение индивидуальных форм. Второе - это грация, гармония пропорций. Третье единство - их тождество в красоте, изображающей идеи. Пластика - выражение разума, который реально созерцается в человеческом организме, благодаря чему пластика приобщается к абсолютному: человеческая фигура есть символ универсума, внешняя форма выражения идей, возвышающихся над материей. Красота в произведениях пластики -это синтез величия и грации, тождественный синтезу возвышенного и прекрасного, соединение нравственной благости и чувственной красоту. Словесное искусство - это главное единство культуры, в котором тождество берется как первообраз культуры, не теряющий своей идеальности в конкретном выражении. Первообраз культуры находит свое наиболее полное отражение в речи, в которой совпадают чувственное и нечувственное, наиболее ощутимое и наиболее духовное. Абсолютное знание выразилось в мире через речь, которую можно назвать символом тождества для всего мира Язык отражает Абсолют, соединяет мир природы и мир культуры посредством разума, язык - это сущность культуры, проявление по-себе-бытия культуры, изображение абсолютного в особенном. Три вида поэзии соответствуют трем единствам философии. Первая потенция потенция субъективного, особенного, сознания, рефлексии - это лирика, в которой преобладает конечное, особенное. Второй потенции потенция тождества, объективного, действия соответствует эпический жанр. Третьей потенции совпадение общего и особенного соответствует драма, тождество эпоса и лирики, примирение единства и борьбы. В драме соблюдается равновесие: свобода и необходимость одновременно и победители, и побежденные. Равновесие свободы и необходимости в драме обеспечивает человеческая личность: человек вынужден подчиняться необходимости, но мысленно он свободен и потому стоит выше необходимости. Все виды искусства, как считал Шеллинг, объединяются в общественной жизни, когда народ принимает участие во всех формах реальной драмы. Искусство и философия для Шеллинга - это две стороны одного тождества, искусство может приблизиться к философии через слово. Вместе все виды искусства составляют особый вид общественной жизни, одну из немаловажных сфер культуры, объединяющей общество посредством воплощения в произведениях искусства вечных идей. Через воплощение вечных идей для философии открывается возможность вернуться к христианству как своему первоисточнику и основе. Для Шеллинга в понятии искусства соединились сознательная и бессознательная деятельности, свобода и необходимость, потенции Абсолюта. Шеллинг понимал искусство чрезвычайно широко. Искусство для него - это не только художественное творчество, но и преображение мира, точка соприкосновения индивида и общества. Воплощенные в музыке, живописи и пластике реальное идеальное единства в современном искусстве находятся в противоречии, их тождество разрушено. Такое положение Шеллинг переносил на бытие культуры в целом. Он полагал, что должна появиться новая культура, которая будет обладать универсальным характером; философия, религия, искусство, мораль в будущем смогут объединиться, что будет способствовать зарождению новой реальности, нового культурного синтеза. Необходимый для синтеза новый подход к трем его составляющим Шеллинг основывал на принципе тождества, позволяющего вернуть истинное содержание всем сферам бытия. ИСТОРИКО-НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАШ1Я И АПРОБАЦИЯ ЕГО ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. Результаты исследования имеют теоретическое и практическое значение. Теоретическое значение заключается в углублении понимания становления представлений о культуре в немецком идеализме, в раскрытии форм существования культуры и социальных истоков ее развития. Практическое значение: материалы диссертации могут быть использованы в курсах философии, культурологии, могут стать методологической основой для разработки программ культурного развития. Основные выводы диссертации были доложены на конференции молодых ученых вузов Твери 1999на ежегодных научно-практических конференциях, организованных ТГСХА 2000, 2001, 2002 и 2003 г. Основные выводы диссертации нашли отражение в следующих публикациях: 1. Принцип тождества свободы и необходимости как основа понимания В трудах немецкого философа нашли оригинальное решение вопросы, связанные с философским осмыслением таких понятий, как культура, искусство, мифология, символ. Итоги диссертационного исследования: 1. Представления Шеллинга о культуре являются развитием идей, сложившихся в немецком Просвещении, которое способствовало укреплению идеи культуры. Философы Просвещения искали точки соприкосновения между человеческой свободой и зависимостью от внешних условий, старались активно осмыслить понятия разума и свободы. Эпохе Просвещения была свойственна убежденность в том, что разум способен не только познавать окружающий мир, но изменять его, являясь гарантом построения в обществе гармоничных отношений. Просветители, воспринимали культуру как синоним разумного совершенствования человека, процесс воспитания. Понятие культуры связывалось с прогрессивным развитием общества, определялось как то, что отличает человека « образованного» от человека « естественного». С помощью культуры, считали просветители, общество может придти к построению разумных, справедливых и гармоничных отношений. Так, Гердер полагал, что благодаря культуре постепенно человечество придет к гуманизму, позитивному влиянию людей друг на друга. Источником культуры у Гердера выступает Абсолют. Механизм развития культуры философ охарактеризовал как процесс воспитания и передачи из поколения в поколение идей Абсолюта, заключенных в законах природы и принципов необходимости. Для Гердера культура органически вытекает из жизни природы. Противопоставление природы и культуры будет характерно для последующих философов. Понятие культуры, утверждающей общественную значимость человека, было выработано Зарождение культуры, по Кашу, это переход от первоначальной грубости к тому состоянию, когда человеческая личность обретает общественную ценность. Благодаря культуре преодолевается конфликт между стремлением людей к общению и желанием уединиться. Согласие жить в обществе, сначала вынужденное, становится постепенно добровольным, основанным на моральных принципах. В философии Канта типологии культуры была рассмотрена как смена форм воплощения свободы в общественной жизни. Другой источник шеллингианского подхода к искусству и культуре -немецкий идеализм, сформировавший важную парадигму мышления в философии культуры. Его представители предложили рассматривать данный феномен как синтез свободы и необходимости. Критерием типологии культуры у Гегеля выступает степень личной свободы и мера объективации свободы в государстве. Культура позволяет разрешить противоречие между необходимостью и свободой, природой и человеком через Абсолют как источник тождества свободы и необходимости. Со свободой философ связывает и кризис культуры, выход из которого Гегель видит в осознании членами общества необходимости свободы и в отказе от себялюбия и стремления к личной выгоде в ущерб остальным. Одним из необходимых условий выхода из кризиса является философия, объединяющая субъективность религии и объективность искусства 3. Основополагающими понятиями при осмыслении проблемы культуры для Шеллинга выступает принцип тождества. Свобода и необходимость, согласно Шеллингу, реализуются в государстве как форме проявления культуры. На основе этого Шеллинг выделяет три вида мировоззренческих установок, определяющих общественный строй: если в обществе господствует бессознательное, то возникает фатализм; при господстве сознательного в обществе царят атеизм и беззаконие. Абсолют как источник тождества рождает мир Провидения, мир религии. Этот мир находится в постоянном становлении, так тсак противоположность между свободой и необходимостью бесконечна. Для Шеллинга неотъемлемой частью государственного строя является культура, через нее в человеческой деятельности выражаются вечные идеи Абсолюта -истина необходимостьдобро свобода и красота, неразрывно связанные друг с другом и тождественные в Абсолюте. Понятие тождества является одним из основных для философии Шеллинга Тождество он воспринимает как синтез двух противоположных явлений. Принцип тождества берется за основу и в трактовке Шеллингом понятия культуры. Последнюю он понимает как единство реального идеального, необходимости и свободы, выражение тождества идей Абсолюта в искусстве как единстве человеческого творчества в реальном идеальном мире. Тождество выражено в мире как тождество сознательного и бессознательного; совпадение формы и содержания в любом явлении и в природе, и в искусстве ; прекрасного и возвышенного в истинной красоте; природы истории в Абсолюте. В каждом из видов искусства также выражено тождество. Сами они воплощают три составляющие тождество единства: музыка - это искусство рефлексии, самосознания, изображающее сущность в форме, живопись - искусство ощущения, выражение формы в сущности, пластика - искусство разума и созерцания, представляет форму и сущность в их единстве. Единства, потенции философии выступают как символ различных сторон культуры. Первое единство - это выражение формальной стороны бытия культуры, второе - ее символическо-ценностное существование, третье единство - осмысление внутренней сущности этих ценностей. Четвертое единство, занимающее более высокое положение по сравнению с тремя предыдущими - словесное искусство. Последнее философ понимает как тождество сущности и формы в культуре, символ ее первообраза 5. Исходной формой, с которой связано возникновение культуры, Шеллинг считает мифологию как форму постижения Абсолюта, появляющуюся вместе с народом и определяющую в дальнейшем его судьбу. Шеллинг определяет мифологию как общий корень философии истории, созерцание Абсолюта, выражение идей в образной форме. В мифологическом образе бытие и значение совпадают, особое и общее пронизывают друг друга. Мифологические сказания Шеллинг понимает символически, символ для Шеллинга - это единство особенного и общего. Мифология - символическая форма культуры, « изначальная поэзия» дня всех остальных форм культуры и видов творчества. Проблема культуры неотделима для Шеллинга от проблемы морали. Мораль и культуру он связывает через понятие возвышенного, которое характеризует собой внутреннюю победу человека над внешними силами судьбы и необходимости. Шеллинг полагает, что только нравственная и гармоничная личность создает мир истории и культуры, сочетание в душе человека истины, добра и красоты дает возможность познать Абсолют. Особое место как основе культуры философ отводит искусству, являющемуся синтезом сознательной и бессознательной деятельности в одном произведении и отображением Абсолюта в особенном и конкретном. Искусство - это не только художественное творчество, но и преображение мира, точка соприкосновения индивида и общества, воплощение истины, добра и красоты, соединяющих человека с миром абсолютных идей. Абсолют является источником тождества для культуры и философии, которые созерцают реально идеально находящиеся в Абсолюте первообразы вещей. Шеллинг связывает с состоянием искусства общий кризис культуры. Последний он понимает как разрушение тождества свободы и необходимости, тождества содержания и формы. Выход из кризиса Шеллинг видит в создании философии искусства, в которой содержание и форма, свобода и необходимость будут слиты воедино, а идеи философии будут реально отражены в формах искусства. Философия способна вернуть культуре подлинную идею красоты, соединяющей в себе истину и добро. Своим главным методом постижения культуры и бытия в целом Шеллинг называет эстетическое созерцание, метод «поэтического философствования», воссоздающий в особенном всеобщее. Этот метод позволяет философу охарактеризовать культуру как форму проявления универсума, абсолютное тождество реального идеального. Данный метод дает возможность соединить в познании культуры и переживание, и рациональное осмысление. Шеллинг высказывает предположение о том, что я будущем должна появиться новая универсальна культура, синтез философии, религии искусства. Подобный культурный синтез - закономерный этап человеческой истории. Неотъемлемой чертой культурного синтеза Шеллинг считал обращение философии к религиозной истине, которая обогащает и направляет в нужное русло философию и делает искусство явлением, предвосхищающим вечность. Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Журавская, Анастасия Александровна, 2003 год 1. Лекции по философии истории. Эстетика: в 4 т. Идеи к философии истории человечества Антропология с прагматической точки зрения И Кант Сочинения: в 8 т. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного И Кант Ответ на вопрос: что такое просвещение? Рецензия на книгу Введение в историю знатнейших европейских государств с примерами и политическими рассуждениями. Сочинения: в 2 т. Бруно, или о божественном и природном начале вещей. Сочинения: в 2 т. Введение в философию мифологии. Историко-критическое введение в философию мифологии. Идеи к философии истории природы как введение в изучение этой науки. Система мировых эпох: Мюнхенские лекции 1827-1828 гг. Критика: {В 2-х т. Уфа, Гилем, - 1997. Анализ интерпретация теории мифа у Шеллинга Н Социальная теория и современность. Трансцендентальная философия Фридриха Шеллинга. Вопросы теории истории эстетики. К двухсотпятидесятилетию со дня рождения}. Немецкая эстетика ХУШ века. Проблемы морфологии искусства в эстетике Шеллинг в молдавской философии первой половины XIX. Ин-т философии и права. Из курса лекций по истории философии. Бердяев о русской философии: в 2 ч. Алексей Хомяков и Иван Киреевский. Книга о русских писателях-славянофилах. Сочинения: в 2 т. Шеллинга Екатеринбург: Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. Язык романтической мысли: О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля. Современное состояние философии в Германии и Франции. История новой философии в ее связи с культурой и отдельными науками: в 2 т. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. Философия немецкого романтизма: Фр. Парадоксы свободы в учении Фихте. Философия Фихте и современность. Человек и человечество в учении Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума». Романтическая эстетика Августа Вильгельма Шлегеля. Философское обоснование синтеза искусств в « Философии искусства» « Сущность свободы как истина» и « сущность истины как свобода»: идеи Немецкий романтизм и современная мистика. Из истории немецкой философии ХУ111 века: предклассический период. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения: конец ХУ11-первая четверть ХУ111. Романтический идеализм в русском обществе и литературе 20-30 гг. Проблемы музыки в немецкой идеалистической философии конца ХУ111-XIX века : Автореф. Проблемы музыки в эстетике Проблема соотношения элитарной и массовой культур в немецкой философской мысли Х1Х-ХХ веков : Автореф. История русской философии: в 2 т. История самосознания в интерпретации Проблемы философии истории в системе Канта. Русская философия начала XIX века и Шеллинг. Драма немецкого романтизма Гегель и современный мир. Проблема идеального в диалектике Общество любомудрия 1820-е начало 1830-х : Автореф. Философия раннего и позднего Шеллинга. Этическая мысль в Германии и России. Потенции как принцип исторического становления: На материале работы Диалектика субъекта и объекта в философии Шеллинга. Миф и трансцендентальная ситуация в философии Шеллинга И Античный мир и. Проблема духовного «Я» в философии Диалектика Гегеля и антигегельянство. Русская философская эстетика 1820 1830-е гг. Западноевропейская философия XIX века. Главные философские направления: теоретический анализ историко-философского процесса. К характеристике трансцендентального идеализма Философия как история философии. От абсолюта свободы к романтике равенства: Из истории полит. Идея развития в натурфилософии Бытие, сущность и существование в поздней онтологии Проблема творения в поздней философии Эстетика русского модернизма: Проблема « жизнетворчества». Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1991. Под сенью дружных муз: о русских писателях-романтиках. Проблема самосознания культуры: Две формы самосознания культуры в новоевропейскую эпоху: Шеллинг и Гегель И Культура. Кант: взаимодополнительность морали и права. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. Очерк истории эстетической аксиологии. Трактовка формальной логики немецкими диалектиками-идеалистами О сущности человеческой свободы в немецком классическом идеализме. Историзм и его проблемы. Соловьева: в 2 т. Тургенев и Шеллинг: По неизданным материалам. » О жизни История новой философии от Николая Кузанского ХУ. Философия Гегеля: проблемы диалектики: Материалы междунар. Аллегория, остроумие, фрагмент, ирония. Осуществление свободы: введение в гегелевскую философию права Гении философии нового времени. Образная природа искусства: Ист. Введение в философию культуры западноевропейская мысль о культуре. Шеллинга и мировоззренческие основания русского романтизма на материале творчества Шеллинга и мотив « романтического возмездия» в творчестве Шеллинг как историк философии на материале « Мюнхенских лекций» И Вопросы философии в культурологии. Philosophy and art in Schelling's "System des transzendentalen Idealismus" И Rev. Religion, rationality and community : Sacred and secular in the thought of Hegel and his critics. Lewinston; Queenston: The Edwin Mellen press, 1986. The work of Schelling II Clio. Of aesthetics and art criticism. Schelling: an introduction to the system of freedom. New Haven; London: Yale univ. Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций OCR. В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок. Научная электронная библиотека disserCat — современная наука РФ, статьи, диссертационные исследования, научная литература, тексты авторефератов диссертаций. ООО "Научная электронная библиотека", г.