Проблема жанра романа война и мир

Война и мир» Философия истории в романе. «Война и мир» 1863 — 1869. Замысел Толстого восходит к роману «Декабристы». Временной диапазон в романе: 1805 — 1820-е гг. Он поставил перед собой цель: раскрыть характер целого народа в подъеме, славе, падении. Толстой ставит философские вопросы: о свободе и воли, о течении самой жизни. Сначала роман назывался «Три поры: 1856, 1825, 1812», затем «1805 год», потом «Все хорошо, что хорошо кончается». Толстой отображает три плана: 1 социальный война и не война ; 2 психологический война — это враждебность ; 3 философский добро и зло. Тургенев и Гончаров отметили эпичность романа. Современные исследователи называют его романом-эпопеей. Черты романа: Черты эпопеи: 1. Мысль народная и философия истории в романе-эпопее «Война и мир» 1863 — 1869. «Война и мир» - целая система мироосмысления, огромный отрезок русской социальной жизни. По словам исследователя Ильина, это художественно изложенная философия жизни. Здесь происходит соединение жизни личной исторической, жизни частных лиц и целых народов. Во второй части эпилога Толстой излагает свою концепцию философии истории: 1. В романе наблюдается антитеза Наполеона и Кутузова. Толстой рисует портрет Наполеона несколько снижено. Наполеон во всем играет; он актер. Кутузов не считает себя демиургом истории. Толстой снижает его внешнее величие, но подчеркивает его внутреннюю активность. Кутузов — внешнее воплощение мысли народной. Наполеон и Кутузов — это два начала бытия: начало добра, веры Кутузов и зла, Антихристова духа Наполеон. Толстой выдвигает в первую очередь нравственные требования. Толстого «Война и мир»: Книга для учителя». Исток указан Толстым — повесть о декабристе. От рассказа о судьбе одного героя-декабриста он перешел к повествованию о поколении людей, живших в период историче-ских событий, сформировавших декабристов. Предполагалось, что судьба этого поколения будет прослежена до конца — до возвращения декабристов из ссылки. Целы год шли поиски нужного начала. Лишь пятнадцатый вариант удовлетворил Толстого. С первых месяцев 1864 г. Три года напряженного творческого труда на заключительной стадии как раз и привели к тому, что исторический роман — «картина нравов, построенных на историческом событии», роман о судьбе поколения — превратился в роман-эпопею, в «историю народа». И даже шире — в историю народов, всего человечества, поскольку на примере величественных событий 1812 г. Толстой ставит вопросы философско-исторические о свободе и необходимости, о причинах и законах исторического движения и т. Книга стала рассказом не о людях, не о событиях, а о жизни вообще, о течении жизни. Философская мысль Толстого искала путей всеобщей, космической правды. Успех романа у читателей был так велик, что в 1868 г. Название «Война и мир» возникло в конце 1866 или в самом начале 1867 г. В старом нашем языке существовало два слова: мир в смысле не-война и мiр — общность людей, народ. Впоследствии Толстой, видимо, не придавал никакого значения разнице в начертании слова. Название «Война и мiр», т. «Война и народ», больше соответствует основной идее романа, т. Понятие «война» означает в толстовском повествовании не одни военные столкновения враж-дующих армий. Война — это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчет, разъединение. Мир — это и весь свет, Вселенная. Мир — это братство людей, независимо от национальных и классовых различий. Мир — это жизнь. Такие простые слова — война и мир — в заглавии указывают на эпическую широту и всеохват-ность книги. Суть замысла сводилась к тому, чтобы «захватить все». Эпическая широта — один из главных признаков «Войны и мира». Художнику было особенно важно сказать все — не обо всем поне-многу, а именно. Главный герой «Войны и мира» - не отдельное лицо, а масса лиц, не «я», а «мы». Этот эпический, составляющийся из множества отдельных характеров, портретов и типов образ народа, собственно, и превращает роман в эпос, в повествование с открытым финалом у жизни народа, человечества нет концабез той развязки, с которой «уничтожается интерес». Образ этот является художественным открытием Толстого. Сопоставляя исторические и мемуарные источники, Толстой шаг за шагом открывал истину, внимательно вглядываясь в ненужные «истории-науке» психологические черты. Россия и Запад, исторические судьбы России и ее народа — это были самые злободневные вопросы времени. Они неотступно волновали Толстого. В набросках предисловий к «Войне и миру» Толстой разъяснил, почему он несколько раз ото-двигал время действия своего сочинения: от 1856 к 1825, затем к 1812 и наконец к 1805 году, когда происходила первая война Наполеона с Россией. В этом сознании связи времен и поколений — основа того глубокого историзма, которым проникнута «Война и мир». Рассказать правду о войне, замечает сам Толстой в «Войне и мире», очень трудно. Его блестящее новаторство в этой области связано не только с тем, что он показал человека в условиях войны, но главным образом с тем, что он раскрыл психологию масс. Это сделано впервые в «Войне и мире», и сделано с поразительной точностью и лаконизмом. «Война и мир» - книга предельно эмоциональная, горячая, полная насмешки, полемики и любви. Она создана «умом сердца», который так высоко ценил Толстой в людях искусстве. В этом плане «Война и мир» принципиально отлична от «объективной» исторической прозы и пред-ставляет явление небывалое в реалистическом романе на историческую тему. Наполеон и Кутузов противопоставлены друг другу в романе. Чрезвычайно важно, что это противопоставление принадлежит Толстому. Толстого упрекали в том, что он исказил и принизил Наполеона. Толстого не интересует коли-чество выигранных Наполеоном сражений и число покоренных государств. Он подходит к Наполеону с иной мерой, которую считал единственной правильной: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Кутузов в «Войне и мире» еще больше, чем Наполеон, явился историческим и художественным открытием Толстого. Действия Кутузова всегда соответствуют общенародному чувству; исто-рическое проявляется в нем как народное, национальное и потому - нравственное. Психология полководца народной войны раскрыта Толстым с исчерпывающей глубиной. Сила «Войны и мира» именно в том, что несравненный по художественной чуткости писатель представил социально-нравственную, психологическую историю эпохи, воссоздал душевные переживания разных людей того времени, их духовные устремления. Роман «Война и мир» пронизан мыслью о большом значении дворянства в судьбах нации, в истории России. «Мысль народная» и формы ее воплощения. Исследовать характер целого народа, характер, с одинаковой силой проявляющийся в мирной, повседневной жизни и в больших, этапных исто-рических событиях, во время военных неудач и поражений и в моменты наивысшей славы, - такова важнейшая художественная задача «Войны и мира». Впервые Толстой ставил подобную цель в повести «Казаки», хотя и на сравнительно узком и специфическом жизненном материале. Настойчиво подчеркивая независимость частной жизни определенных лиц от политической игры верхов — свиданий императоров, распоряжений полководцев, предначертаний государственных деятелей типа Сперанского, - Толстой неизменно замечает и показывает нерасторжимую связь своих героев с жизнью народа, с исходом той борьбы, какую ведет весь русский народ. Одна из важнейших проблем «Войны и мира» - соотношение личности и общества, руководителя и массы, жизни частной и жизни исторической. В определенном смысле писатель противополагал историю и жизнь отдельного человека. Прежде всего потому, что вечные основы бытия — рождение и смерть, любовь и ненависть, стремление человека к нравственному совершенство-ванию — не зависят от исторически ограниченных рамок каких бы то ни было событий, хотя в каждый данный момент, своими сложными путями, с этими событиями связаны. С другой стороны, Толстой знал, что жизнь, простая жизнь людей, с ее «частными» судьбами, интересами и радостями, идет своим чередом. В романе отрицается и консервативный, и либеральный взгляд на историю и устанавливается взгляд подлинно демократический, истинно гуманный. «Война и мир» - книга сложного жанра, который нельзя определить одним словом. Черты романа и эпопеи слились здесь воедино, чтобы образовать синтез. Сближение «Войны и мира» с эпопеей оправдывается и сопоставлением с древнерусской лите-ратурой, особенно с произведениями жанра воинской повести, и в частности со «Словом о полку Игореве». Купреянова предпочитает роману-эпопее другой термин: философско-исторический роман.

Карта сайта

94 95 96 97 98 99 100 101 102